Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Фольклор
Автор: Федореева Олеся Петровна   
14.09.2021 09:17

Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Федореева О.П., воспитатель МБДОУ детский сад №122 г. Иркутск

Задачи:

  • Данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям, родителям.

Цель:

  • Использование элементов народного творчества для развития речи у детей.

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов» [1].

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

 

Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку [2]. Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную, без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет[3]. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям [4].

В русском фольклоре, каким то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельно-сти:

Одевание на прогулку

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Обед

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем "спасибо".

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат,

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

Умывание

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые -

Зайчики пушистые!

Расчёсывание

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Перед сном

Баю-баю, баиньки

В огороде заиньки,

Зайки травушку едят

Детке спать велят,

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже

За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапамятных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу [5].

Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более, образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение.

Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

  • подбадриваю робкого: «Смелость города берет»
  • если ребенок ленится: «Люди жать — а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»
  • во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
  • во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
  • а если неаккуратно оделся: «Поспешишь — людей насмешишь»
  • кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, го-ворю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»
  • во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»
  • пословицы о труде: «Сделал дело — гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Широко использую в своей деятельности загадки, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями.

Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества-сказками, песнями, пословицами. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки:

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб (пила)

В других случаях плавная мелодия загадки напоминает напевный речитатив народной сказки. В темной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы (пчелы в улье)

Или присказки:

Летит птица,

Ни перната,

Ни крылата,

Носик долог,

Голос тонок,

Кто ее убьет,

Человечью кровь прольет (комар)

Напевность народных загадок, их эпическое спокойствие, лирическую за-думчивость учитывают и современные авторы

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала – сыпала

На поля — озерушки

Белый пух да перышки (туча) А.Рождественская

Эта загадка по ритму и мелодии напоминает плавную народную песню или былину.

Былинный ритм создается повторением, одного и того же слова плыла, характерной для народной речи тавтологией кидала-сыпала и объединением предметов по смежности-нА поля — озерушки.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Загадки дают ребенку большое число новых или малознакомых для него слов: кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, хлев и др. Они помогают увидеть вторичные значения слов. «Идут часы», льет дождь «идет дождь» В загадке дети воспринимают слова сопоставлено, объединено: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут (часы) Загадки развивают детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут (облака)

Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные способности.

Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.

Литература:

  1. К.Д. Ушинский. О воспитании детей.
  2. www. maam. ru/detskijsad/-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-cherez-folklor. html
  3. www. maam. ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-seme. html
  4. www. maam. ru/detskijsad/folklor-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitanija-doshkolnikov-v-dou. html
  5. www. maam. ru/detskijsad/folklor-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitanija-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 38 (209) выйдет
19 сентября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год
Скачать Номер 29 (200) за 2021 год
Скачать Номер 28 (199) за 2021 год
Скачать Номер 27 (198) за 2021 год
Скачать Номер 26 (197) за 2021 год