Нравственно — экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Фролова Татьяна Алексеевна Тимохина Татьяна Александровна | |||
06.11.2024 13:01 | |||
Нравственно — экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу
Важным направлением развития ребёнка в детском саду является его духовно -нравственное воспитание и развитие. Оно вплотную связано с экологическим воспитанием и, конечно целью нравственно — экологической культуры является умение видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранять и приумножать природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе. У полюбившего природу ребёнка, не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц. Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребёнка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности. «Рыбе -вода, птице — воздух, зверю -лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» — сказал М.Пришвин. Воспитание гуманного отношения к природе — это одно из направлений нравственного воспитания. Экологическая культура — это необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Составной частью этого понятия являются нравственные и эстетические чувства, достойные поведения человека в окружающей среде, желание сделать мир лучше.
В своей практической деятельности мы, решая задачи духовно — нравственного воспитания и формирования основ экологической культуры дошкольников, поставили следующие задачи:
Эти задачи мы решаем, в том числе, и через ознакомление художественной литературы. Так как проблема по нравственно — экологическому воспитанию детей очень актуальна в настоящее время, то в решении задач мы затрагиваем все направления художественной литературы:
«.... задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевлённого предмета.... Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности...» — писал В.Бианки. Экологическое воспитание посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно — образовательной деятельности. Это важное средство всестороннего развития ребёнка — дошкольника, формирование системы знаний о природе, воспитание осознанного отношения к ней; с другой стороны, обогащает их представления об окружающем мире, учит видеть закономерности природных явлений. В нашей работе мы используем не только художественные произведения, которые рекомендованы программой дошкольного образования в соответствии с возрастом детей, а также литературу о природе, позволяющую дошкольникам как можно ближе познакомиться с окружающим миром. Выбирая среди всего многообразия художественных произведений те, которые соответствуют пониманию детей, а также формируют больший интерес к окружающему миру, мы учитывали следующие принципы:
Нравственно — экологическое воспитание через художественную литературу имеет свои цели:
Отдельно хотелось бы рассказать об огромной роли произведений В.В. Бианки в нравственно — экологическом воспитании старших дошкольников. Он написал более 300 произведений для детей, из них более тридцати произведений — это сказки. Его произведения просты и понятны детям, помогают понять законы природы. Главные герои — не волшебники и феи, а рыбы, птицы, животные и насекомые. Рассказы В.Бианки индивидуальны, неповторимы, насыщены научными фактами, так как автор был биологом по образованию. Его рассказы и сказки расширяют кругозор каждого ребёнка, знакомят его с законами живой природы, подводят детей к осмыслению, сопоставлению и обобщению различных фактов и явлений. Недаром, многие его произведения имеют названия в форме вопроса: «Где зимуют раки?», «Кто чем пьёт?». Воспитательное значение сказок В.Бианки огромно для детей дошкольного возраста. Они не только учат наблюдать природу, радоваться её красоте и многообразию, но и имеют нравственный аспект: любить и оберегать все живое на земле. Сказка В. Бианки «Сова» способствует пониманию того, что нельзя нарушать связи, существующие в природе. Исчезновение одного из видов лесной цепочки обуславливает гибель большинства животных, растений, то есть — природы, частью которого является человек. Именно поэтому важно следить за своим поведением по отношению к природе, поскольку нарушение законов природы может нанести непоправимый вред. Прочитав детям сказку «Олени и хищники», я смогла убедить детей, что это действительно так. Рассказы В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» оказывают положительное влияние на формирование экологической культуры детей, развивают навыки анализа правильной оценки своих поступков и поступков окружающих по отношению к природе. Ознакомление дошкольников с рассказами В.Танайсичука «Что такое кислый дождь?», «Нефть в море», «От чего погибли киты» позволяет сформировать у старших дошкольников представление о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности, отвечает за свою планету. Для того, чтобы сохранить природу, не допустить её гибели, каждый должен знать и выполнять экологические правила. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!» способствовало воспитанию гуманного отношения дошкольников к природе. Вместе с родителями дети сделали кормушки для птиц и развесили их на деревьях. Таким образом, реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей к природе через чтение художественной литературы дала положительные результаты:
Формируя у детей дошкольного возраста основы экологического воспитания с помощью чтения художественной литературы, мы закладываем фундамент системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение человека к миру и его проявлением во всем многообразии. Используемая литература:
|