Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Занятия по Экологии
Автор: Семенцова Ирина Александровна   
23.07.2024 17:28

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семенцова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50 «Росточек»

В настоящее время остро стоит проблема экологического воспитания подрастающего поколения, обусловлено реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека по отношению к природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических условий, интенсивным ростом населения планеты.

Это период становления экологического образовательного пространства. Это период становления новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура»,

«непрерывное экологическое образование» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются

 

технологии обучения и воспитания подрастающего поколения.

Дошкольный возраст- самый благоприятный период для решения задач в сфере экологического воспитания.

Нашей главной целью является научить ребёнка видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии.

Задачи, которые мы ставим перед собой в нашей группе это:

  • формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе;
  • совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;
  • пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам – экологического воспитания детей в семье.

На протяжении нескольких лет наша группа работает над проблемой экологического воспитания, которая осуществляется в нескольких направлениях:

  • работа с детьми
  • работа с педагогами
  • работа с родителями
  • работа с социумом

Созданы условия (экологическая развивающая среда), которые являются одним из решений данных задач.

В группе размещён уголок природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём.

Мы с детьми выращиваем лук, весной сеем семена петуньи и бархатцев, летом высаживаем рассаду на участок детского сада и алее. Дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за их жизненным циклам от самого начала до конца.

На территории нашего участка установлена кормушка. Дети кормят птиц и наблюдают за ними, знакомятся с разными видами птиц, их повадками, поведениями, кто, чем из птиц питается, особенностями каждого вида птиц, с сезонными изменениями.

В группе детского сада размещаем экологические газеты, где рассказываем о жизни группы.

Совместно с детьми и их родителями сделали большие клумбы, украсили и посадили в них выращенную рассаду цветов. В процессе ухода за цветами мы приобщали детей к познавательной и практической деятельности.

Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашей группе красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше. Ежедневные прогулки и экскурсии с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

В работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используем разнообразные игры по экологическому воспитанию.

Мы изготовили совместно с детьми и их родителями макеты «Пустыня», «Саванна», «Северный полюс», «Животные гор». Эти макеты позволяют решать экологические задачи, используя сюжетно-ролевые игры.

Так же своими руками дети из природного материала изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников выставляются в холле детского сада «Осенние поделки», «Забавы природы».

Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

В группе создана экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов.

Совместно с родителями мы проводим разнообразные конкурсы: «Краски осени», «Экологические фантазии».

В последнее время мы ищем уникальные средства экологического воспитания в современных условиях – это проекты.

На данный момент нами уже воплощены в жизнь такие экологические проекты как:

«Чудеса неживой природы» В этом проекте мы обогащали представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. При помощи опытов дети узнали об объектах неживой природы и освоили простые форм, наглядно-действенного и наглядно- образованного мышления.

«Волшебство природы» В данном проекте перед собой мы поставили задачу: «Как в памяти запечатлеть природы дивные моменты?». Для решения этой проблемы мы составили перспективный план, в который вошли разнообразные педагогические мероприятия, такие как: «О чем рассказала ракушка», «Красота в камни», «Солнечное лето», «Нарисуй, природу которую ты увидел», «Клумбы детского сада», «Рисунки на песке» и т.д.

Наш последний проект, который мы поэтапно воплотили в жизнь это проект «Детский сад будующего» под таким

названием был разработан и реализовывается совместный творческий проект детей и родителей. Проблему: «Как преобразовать участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и наибольшей пользы для детей?» все семьи группы решали по-разному, проявив при этом творчество, выдумку, фантазию, мастерство, знание вопроса. Презентация всех семейных проектов состоялась в виде конкурса на лучший семейный проект. Подготовка к конкурсу была достаточна серьезной. Результатом этого проекта стало следующее: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого- образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада. В этом году эти проекты из творческих планов перетекут в практико-ориентированные, и совместно с родителями реализуются идеи предложенных семейных проектах. Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:

  1. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
  2. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании. Объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
  3. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации.

Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, мы стараемся организовать тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включенность в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует установлению доброжелательных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоподдержки.

Литература и примечания:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
  2. Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  3. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
  4. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.
  5. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год