Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект для детей старшей группы «Гороховая грядка»
Занятия по Экологии
Автор: Герасимова Ирина Анатольевна Касацкая Анастасия Игоревна   
06.03.2024 20:00

Экологический проект для детей старшей группы «Гороховая грядка»Экологический проект для детей старшей группы «Гороховая грядка»

Разработали:

  • Герасимова Ирина Анатольевна,
  • Касацкая Анастасия Игоревна

Новокузнецкий городской округ 2024

1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы:

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым гороха на грядке, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

 

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) по изучению растения горох.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания гороха.
  • Фотоотчет по проекту «Ох! А у нас растет горох!».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в летний период, выращивая различные культуры из семян, используя для этого грядки на прогулочном участке.

3. Цель проекта

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий, самостоятельных наблюдений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Дидактические игры по теме.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах
  • Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Фотоотчет по проекту.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе с рассматриванием фотографий.

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Размещение отчета о выполненной работе на сайте ДОУ.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

  • «Что такое семена?»
  • «Горох посевной»,
  • «Полезные свойства гороха»,
  • «Истории о горохе»,
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?».

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за ростом гороха в «огороде».

4. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Покажи и назови», «Угадай на ощупь».
  • Настольная игра «Собери картинку», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений.
  • Рассматривание различных семян.

5. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «Растение горох»
  • Рисование «Горох подрос»
  • Лепка «Горошины в стручке»
  • Аппликация в нетрадиционной технике (выкладывание горохом по пластилину) по замыслу детей.

6. Речь и речевое общение.

  • Чтение сказок: «Горох на бане» — русская народная сказка, «Сказка про царя гороха» — Ирис Ревю, «Сказка про горох» — Алла Сторожева
  • Совместное рассказывание с детьми: «Сказка о царе Горохе, принцессе Горошинке и Огурце-молодце» — Ирина Глебус
  • Чтение рассказа: М. М. Пришвина «Как я научил своих собак горох есть».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о горохе.

7. Консультация для родителей «Приучайте ребенка к труду!».

Ресурсное обеспечение.

  1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
  2. Грядки на участке.
  3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
  4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т. д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели семена, материал для ухода за посадками, подготовили грядку для посадки гороха.

Рабочий план реализации проекта

1) Подготовительный этап

2)

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
  4. Разработка комплексно — тематического плана работы
  5. Создание условий для организации работы в «огороде»

Сроки реализации – Май-Июнь

Ответственный — Воспитатели

2) Основной этап

  1. Рассматривание семян гороха, их подготовка и посадка.
  2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  • оформление грядки;
  • наблюдение за ростом

3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

Сроки реализации – Июнь-Август

Участники – педагоги, дети, родители.

Ответственный — воспитатель

3) Заключительный этап

  1. Анализ полученных результатов.
  2. Фотоотчет по проекту «Ох! А у нас растет горох!».
  3. Для родителей выставка детских творческих работ.

Срок реализации – Август

Ответственный — воспитатель

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты: Предполагается получить результаты в области экологического воспитания: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от достигнутых результатов. Приобретенный нами опыт будет распространён среди педагогов ДОУ 17. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Библиографический список:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
  2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
  3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
  4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год