Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению
Учим Чтению
Автор: Рыбкина Елена Анатольевна   
18.06.2020 23:06

Как приобщить ребёнка к чтению

Учитель начальных классов, руководитель методического объединения МОУ (Гатчинская гимназия им. К. Д.Ушинского)

Рыбкина Елена Анатольевна

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы, задаем себе вопрос. Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?

Современный мир детской книги очень разнообразен и доступен. Бизнес издательств газетной, журнальной и книжной продукции процветает. Огромными тиражами печатается всё то, что хорошо покупается. Казалось бы, можно только радоваться: значит, читают! Но, думаю, многих из нас волнует не сколько читают, а что читают. Особенно тревожны эти размышления в отношении круга детского и юношеского чтения.

Эта статья размещена в третьем номере журнала "Дошкольник" за Март 2010 год

Доктор психологических наук В. Абраменкова проанализировала некоторые современные издания для детей и подростков. Её выводы актуальны и тревожны: <Их содержание представляет особую опасность для подросткового возраста. Можно выделить общее направление воздействия на детское сознание:

  • примитивизация интеллектуального развития детей, "оболванивание";

  • разрушение детско-родительских отношений;

  • возбуждение половых чувств, влечений;

  • низвержение духовно-нравственных заповедей.

/Как защитить своего ребёнка? - М.: Даниловский благовестник, 2002./

Это предупреждение об опасностях, с которыми ребёнок сталкивается в потоке средств массовой информации, должно заставить родителей и педагогов задуматься о том, как помочь нашим детям сделать правильный выбор. Думаю, главным является не запретительный характер, а просветительный. Осознанный выбор будет главной преградой в наступлении низкопробной печатной продукции.

Одновременно необходимо решать ещё одну проблему. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.

Большую помощь и поддержку в работе педагогов оказало появление общероссийского движения "Молодая Россия читает>. В концепции движения "Молодая Россия читает" названа общая цель работы - воспитание читающей нации. Основными базовыми социальными институтами для реализации программы являются семья, библиотеки, учебные заведения, издатели и распространители печатной продукции, а также общественные организации.

Основные направления деятельности:

  1. Повышение престижа чтения и статуса "Человека читающего" у молодого поколения.

  2. Развитие молодёжных инициатив по поддержке чтения.

  3. Повышение роли школ и библиотек в развитии уровня культуры детей и юношества.

  4. Развитие чтения в семье.

  5. Интернет и чтение юных.

В рамках проекта инициирован выпуск специализированных средств массовой информации по чтению: это журналы "Семейное чтение", "Читайка", "Читаем вместе", "Юный краевед", "Крылья". Мы познакомились со всеми журналами, проанализировали их содержание и направленность. Наиболее целесообразно в начальной школе использовать журналы "Семейное чтение" и "Читайка".

Журнал "Семейное чтение" - простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов.

Журнал "Читайка" - рассказывает о лучших детских книгах и писателях, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: "Книга - твоя душевная защита". В библиотеке нашей гимназии можно найти все выпуски этих журналов и использовать в работе с детьми и родителями.

Одно из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей гимназии <Формирование основ читательской культуры, направленное на полноценный, личностно - ориентированный выбор младшего школьника".

Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.

Для того чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьёзные шаги в < Страну книг>, чтобы она была интересной, разнообразной, в начальной школе гимназии организован детский клуб любителей чтения <Читайка>. Идею создания клуба мы почерпнули в разработках движения <Молодая Россия читает>.

В клубе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, конкурсы чтецов, аннотаций, читательских дневников. Объявляются конкурсы творческих идей. В проектах по чтению участвуют все любители чтения, учителя, родители. Особенно ценной является возможность общения в клубе с интересными людьми, писателями, журналистами, когда появляется возможность индивидуального общения с ребёнком. В основе клубной работы - интеграция различных видов деятельности учащихся, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования.

Цель работы: появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.

Воспитательный процесс в гимназии направлен на создание благоприятной среды, способствующей укреплению здоровья младшего школьника и формирование духовно - нравственной культуры. Это важный фактор в общем и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей во внеурочных формах работы с детской книгой - показатель формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.

Интересен опыт проведения литературных линеек, посвящённых календарю замечательных дат, связанных с творчеством детских писателей. Учащиеся разных возрастных групп участвуют в проекте <Дарите чтение>. Ученики 3-4х классов проводят встречи-беседы с учениками 1-2 классов, составляют тематические выставки книг. Все желающие могут принять участие в конкурсе <Дарите чтение друг другу>, изготовить рекомендательные подарочные карточки - открытки по внеклассному чтению с пожеланием прочитать самую интересную книгу. Ученики 4-х классов участвуют в конкурсе сочинений <Самая, самая интересная книга>.

Взаимодействие детей, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования позволяет использовать активные формы общего и литературного развития младших школьников каждому учителю. Учителя начальных классов в нашей гимназии стараются, воспитать <талантливого читателя>, используя разные формы и методы работы.

Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Родитель, как и ребёнок, учится, читая. Я хочу дать несколько советов, как помочь детям стать хорошим читателем.

Подсказки для родителей

ДА и НЕТ родителей

ДА

  • Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

  • Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

  • Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

  • Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

  • Дарите ребёнку книги.

  • Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

  • Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ

  • Не заставляйте читать насильно.

  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

  • Не заставляйте читать слишком трудные книги.

  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.

Организация чтения дома

Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

  • Найдите спокойное место.

  • Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

  • Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

  • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

  • Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

  • Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.

 



 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год