Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация вновь пришедших детей в группу к условиям детского сада
Адаптация
Автор: Щербакова Евгения Алексеевна   
26.01.2014 08:24

Адаптация вновь пришедших детей в группу к условиям детского садаНа момент адаптации мы работали вдвоем с моим коллегой – Татьяной Ивановной, поэтому в ходе своего сообщения я буду говорить «мы».
Мы понимаем: от того как пройдет привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша, здоровье детей, и благополучное пребывание в детском саду и семье. А также контакт с родителями и состояние воспитательно-образовательной работы с детьми в группе.
На сегодняшний день принято в группу 18 детей. Все в возрасте 2 лет.
Прием детей начался с августа месяца:
В августе принято- 9 детей.
В сентябре – 8 детей.
В октябре– 1 ребенок.
Все дети пришли из дома. И, первое, с чего мы начали изучение наших детей это показатели здоровья.
17 детей имеют:
средне-гармоничное физическое развитие,
основную физкультурную группу и
2 группу здоровья.
С первой группой здоровья нет ни одного ребенка, а это уже говорит о многом.
У одного ребенка физическое развитие ниже среднего.
Один ребенок с подготовительной физкультурной группой.
И один ребенок с 3 группой здоровья.
Важно отметить, что 10 детей стоят на «Д» учете у разных специалистов:
ФСШ-3 ребенка,
пупочная грыжа -3 ребенка,
аллергический дерматит -2 ребенка,
пневмония -1 ребенок,
у одного ребенка задержка речевого развития (поставлено невропатологом).
Изучили мы и уровень заболеваемости в период до поступления в детский сад:
2-3 раза переболело 7 детей,
5 раз – переболело 5 детей,
10 раз – 6 детей.
Почему мы начали с изучения здоровья детей?
Потому, что чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень психического и физического здоровья и многое другое. Основной удельный вес среди детей составляет категория часто болеющих. За нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. Поэтому помочь детям должны мы с вами в тесной связи с родителями.
Исходя из медицинских данных, мы сразу наметили мероприятия по физическому развитию детей.
Составили паспорт здоровья детей группы, куда внесли все данные физического развития детей из медицинских карт.
(назвать графы паспорта)
Из данных паспорта мы провели анализ здоровья детей группы.
Непременным условием здорового образа жизни является правильный режим, поэтому для каждого вновь принятого ребенка мы постарались создать физиологически обоснованное, рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха.
В каждой семье складываются свой режим дня, свой ритм жизни, свои традиции. Распорядок дня и весь уклад жизни детей в ДОУ существенно отличаются от того, к чему привык ребенок дома. Порой разница бывает так велика, что малыш долго не может привыкнуть к новым условиям. Мы старались убедить родителей, как важны для жизни малыша постоянство и повторяемость и как утомительны и вредны необоснованные изменения в распорядке дня. Провели беседу с врачом, наметив для каждого ребенка индивидуальные мероприятия по оздоровлению и составили совместно с педагогом-психологом индивидуальные режимы для каждого ребенка, в котором мы учитывали:
· Возраст ребенка,
· Его индивидуальные особенности,
· Физическую ослабленность после болезней,
· Условия жизни ребенка дома.
Вместе с тем мы старались найти оптимальное решение спорных вопросов. Так, если ребенок не мог вставать рано, плохо чувствовал себя после преждевременного утреннего пробуждения, капризничал, мы предлагали позже приводить его в детский сад, раньше укладывать спать, чтобы снять усталость и раздражение. Но вместе с тем мы не навязывали родителям строгий режим в выходные дни.
Как правило жизнь семьи отличается от будней. Мы убеждали родителей, чтобы в эти дни они обязательно соблюдали своевременность и продолжительность жизненеобходимых элементов режима: приема пищи, сна, прогулок.
Далее мы предусмотрели плавное вхождение ребёнка в режим дня детского сада, вариативное питание. Так же была проведена работа с родителями, которым мы предложили в период адаптации проводить дома витаминотерапию и в течении одной недели смазывать нос оксалиновой мазью (по рекомендации врача).
В период адаптации мы столкнулись с такими трудностями, как неподготовленность детей к детскому саду. Данная проблема вытекает из того, что дети идут из Управления образования списком, который дается только в июле месяце. Если раньше дети шли постепенно, мы имели возможность заранее встречаться с родителями, давать им рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. То в настоящее время этот временной период ограничен.
В результате дети пришли неподготовленными к детскому саду:
1 ребенок сосет до сих пор грудь (хотя ему 2.3 года),
2 ребенка засыпают с бутылочкой,
5 детей не просятся на горшок,
большая часть детей не умели снять и одеть на себя даже плавочки.
Затем мы проанализировали культурно-гигиенические навыки детей. Дети не умели мыть руки, пользоваться полотенцем, носовым платком.
Необходимое условие успешной адаптации — установление контактов с родителями, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Поэтому мы на первом собрании провели семинар -практикум для родителей по обучению самообслуживанию детей раннего возраста. Мы показывали родителям как научить ребенка правильно раздеваться, т.к. раздевание должно «готовить» одевание, т.е одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание. Мы предложили родителям карточки с алгоритмами по самообслуживанию детей. Мы с вами делимся своим опытом и предлагаем вам использовать их в своей работе.
Для сплочения родителей, для их знакомства друг с другом, мы попросили их о помощи и пригласили в группу для оформления стенда. В процессе общения родители познакомились друг с другом поближе, задавали вопросы, обсуждали наболевшие темы, делились опытом. После чего родители ушли из группы в хорошем настроении.
Также в первые дни пребывания ребенка в детском саду, мы предлагали родителям оставаться в группе с ребенком и в это время проводили игры-занятия с детьми и родителями.
При приеме детей в детское учреждение мы также учитывали, что у детей изменится характер питания, т.к.происходит переход на более плотную, оформленную пищу. У каждого малыша есть свои привычки по питанию, которые они приобрели дома, и нам приходилось считаться с этим.
Часто малыши отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу.
Использовали самые разнообразные приемы:
· Порцию можно уменьшить, отделив ложкой часть каши.
· Нарезать бутерброд, булочку или яблоко на несколько частей.
· Попросить малыша только попробовать блюдо.
· Замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.
И особое внимание уделяли детям с пищевой аллергией, работая в тесном контакте с медицинской сестрой и поварами.
Во время адаптации особую трудность составляет укладывание вновь пришедших детей на сон.
Прежде всего, мы овладели информацией о том, как организован сон в домашних условиях:
спит ли он дома с игрушкой, в пижаме или без нее.
Все это мы старались учитывать, организуя сон ребенка в детском саду. У нас до сих пор ребенок спит под своим домашним одеялом и трое спят со своими игрушками. Очень хорошо дети откликаются на спокойную и тихую музыку, колыбельную, спетую в полголоса воспитателем. Наблюдали в каком положении спит ребенок, старались не нарушать его позу во время сна.
Во время адаптации мы постарались обеспечить психологическую безопасность каждому вновь приходящему ребенку, создать эмоциональный комфорт, чтобы у малышей возникло чувство спокойствия и доверия к обслуживающему персоналу, чтобы сформировать положительное эмоциональное отношение к детскому саду и вызвать желание посещать его.
Потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым чрезвычайно острая и это нужно учитывать. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Мы старались установить телесный контакт с ребенком, чтобы в период адаптации добиться максимально возможного психологического комфортного пребывания в детском саду, т.к. детям важно дать понять, что здесь в садике безопасно, именно на таком языке.
Мы встречаем детей при приеме всегда с улыбкой, даем им понять, что мы рады их видеть, говорим о том, что сильно соскучились. Это дает возможность почувствовать детям, что они любимы, что им в саду рады.
Создание развивающей среды.
Чтобы процесс адаптации не затягивался, мы свою группу оформили ярко, красочно, чтобы детям понравилось и у них сформировалась положительная установка, желание идти в детский сад, постарались создать атмосферу уюта и тепла в группе. Для этого разместили в группе «домик», где дети могут уединиться и отдохнуть.
Мы знали, что в группе будет много мальчиков, поэтому мы постарались создать внешнюю среду, которая позволила бы удовлетворить их потребности. Мы создали зоны, насыщенные движением, - для игры в автомобили, гаражи. Игрушки должны побуждать детей к манипулированию с ними, поэтому большая часть группы – это строительные игры, много машин, коврики с дорожками для ознакомления малышей с правилами дорожного движения.
В группе создан уголок книги, где «живут» любимые книжки детей. На полках можно найти и книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки – звучалки, книги-пазлы.
В адаптационный период очень помогает театрализованная деятельность. В «Театральном» находятся разнообразные маски животных, пальчиковый театр, декорации.
Дети раннего возраста еще плохо владеют речью и поэтому не могут выразить свои переживания словами.
Здесь на помощь приходит рисование.
Поэтому в группе мы создали уголок изотворчества и дети могут передать свои чувства на бумаге. Особое удовольствие доставляет детям рисование разноцветными маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Таким образом, ребенок преодолевает свои страхи и процесс адаптации пройдет легче.
Также в группе мы создали уголок, где ребенок может снять свое эмоциональное напряжение. Это уголок с подвешенными на ленточки разноцветными воздушными шариками, которые дети подбрасывают вверх, допрыгивают до них, дуют на них, забывая о своих проблемах.
Большое значение в адаптационный период имеет игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов с воспитателем и с другими детьми. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, это игры-забавы, музыкальные игрушки, книги с музыкальным сопровождением. На это дети очень хорошо откликаются и эмоционально положительно реагируют.
Проводили ежедневно игры вызывающие эмоциональные всплески:
· пускание мыльных пузырей,
· игры с вязаными мячиками,
· игры с разноцветными колечками
«Я по комнате хожу,
Всем колечки покажу.
Ах колечки хороши,
Посмотрите малыши».
Индивидуальные игры с детьми: «Привет, привет», «Иди ко мне»…
Игры с игрушками:
· «Мишка»
Мишка, мишка полно спать,
Выходи скорей играть,
Нас много, ты один
Спать тебе мы не дадим..
· «Зайка»
К Кате зайчик подбежал,
Возле Кати прыгать стал.
Прыг – скок, Прыг – скок,
Догони меня дружок.
Также используем в течении дня художественное слово, читаем сказки, потешки, стихи, что очень радует детей и облегчает душевные страдания ребенка.
Обращались к детям ласково с использованием потешек:
Ах, ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий,
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий.
К детям проявляли индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук.
В результате целенаправленной работы мы получили следующие результаты по адаптации вновь пришедших детей к условиям дошкольного учреждения в 2013 году:
- лёгкая степень – 10 детей
- средняя степень – 7 детей
- тяжёлая степень адаптации – 1 ребенок.
Используя все приёмы и методы, мы видим, что дети быстрее адаптируются к условиям детского сада и с удовольствием ходят в наш детский сад. Мы думаем, что в тесном контакте с родителями сумеем достойно подготовить детей к переходу в детский сад.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год