Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация
Автор: Емельянова Наталья Александровна   
15.03.2023 19:42

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, так как малыш именно в этот период детства менее всего приспособлен к отрыву от родных. Поэтому адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Существенную помощь в организации воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации могут оказать методические разработки и рекомендации Л. В. Белкиной, Н.Д. Ватуниной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, И.М. Кононовой и др. В них раскрываются факторы психологического благополучия и условия успешной адаптации, методы взаимодействия детского сада и семьи, требования к подготовке детей к детскому саду в условиях семьи.

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ?

 

Для облегчения прохождения адаптационного периода и дальнейшего развития малыша необходимо прежде всего учитывать совместную организацию периода адаптации воспитателями и родителями. Перед тем, как ребёнок поступит в ДОУ, необходимо при первой встрече воспитателя с родителями актуализировать и дополнить представления о трудностях, с которыми малыш столкнётся в группе. Предложить совместными усилиями облегчить их и обсудить последовательность поведения по отношению к малышу дома, обсудив следующие проблемы: «Каков распорядок дня ребенка?», «Как в семье проводятся режимные процедуры?», «Какой тип общения предпочитает малыш?», «Как ребёнок относится к посторонним взрослым?», «Испытывает ли трудности в обществе сверстников?» Полученную информацию воспитатель должен учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребёнком в детском учреждении.

Для дальнейшего обеспечения преемственности воспитания ребёнка в семье и ДОУ, необходимо продолжать налаживать между ними обратную связь. Родители должны быть уверенны, что воспитатели делают всё необходимое для эмоционального благополучия, успешной адаптации и развития ребенка. Одним из важных элементов взаимодействия с семьей в период адаптации является ежедневная беседа, проводимая утром при встрече и вечером, когда малыша забирают домой. Воспитатель должен проявлять внимание и чуткость к проблемам родителей, отвечать на все их вопросы, активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребенка в семье.

Таким образом выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Следующим условием для облегчения прохождения ребенком периода адаптации является завоевание воспитателем доверия малыша, его привязанности. В этом могут оказать существенную поддержку соблюдение следующих принципов, применяемых в процессе общения с ребенком:

  1. Принятие ребенка — ребенок принимается таким, какой он есть;
  2. Эмпатия — (сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию;
  3. Конгруэнтность — предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

В период адаптации воспитателю следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей: их темперамент, предпочтения и вкусы в еде, игры и игрушки. Так как детям раннего возраста трудно приспособиться к многочисленным изменениям, поэтому в период привыкания к условиям детского сада необходимо поддерживать их привычки. Например, перед сном малыша можно покачать, предложить взять с собой игрушку, спеть колыбельную. Серьезной проблемой в период адаптации является организация процесса питания, так как существенно отличается от домашних условий, привычных для ребенка: наименованием блюд, объемом, продолжительностью, методами и приемами. Если у ребенка не сформированы навыки самостоятельности в еде, то воспитатель использует показ с объяснением, поощрение, пример сверстника, игровые приемы, «докармливает» малыша и др. Не следует кормить ребенка силой, заставлять полностью съедать непривычную пищу. Целесообразно использовать принцип постепенности, индивидуальности, создавать условия, способствующие возникновению аппетита. Так же необходимо удовлетворять потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое общение с ребенком, использование «домашнего» имени, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание ещё раз прийти в дошкольное учреждение, предупредить возникновение страха перед новыми для него людьми и обстановкой.

Так же условием для облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению является постоянство среды. Малыш чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Поэтому, для того чтобы сделать первые дни пребывания ребёнка в дошкольном учреждении максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия можно посоветовать родителям принести любимую игрушку, бутылочку с соской, из которой он дома пьёт, одеяльце, с которым спит и пр. Знакомые предметы, находящиеся в поле зрения малыша помогут ему облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями.

Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам воспитания, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми, детьми, педагог обеспечивает решение образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Список используемой литературы:

  1. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017. – 168 с. – (ФГОС дошкольного образования).
  2. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. / Печора К. Л., Пантюхина Г. В. –М.: ТЦ Сфера, 2017. – 80 с. (От рождения до трех).
  3. Источники: https://www. vospitatelds. ru/categories/7/articles/1312

https://www.center-sozvezdie. ru/journal/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-sovety-roditelyam. html

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год