Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация
Автор: Емельянова Наталья Александровна   
15.03.2023 19:42

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, так как малыш именно в этот период детства менее всего приспособлен к отрыву от родных. Поэтому адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Существенную помощь в организации воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации могут оказать методические разработки и рекомендации Л. В. Белкиной, Н.Д. Ватуниной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, И.М. Кононовой и др. В них раскрываются факторы психологического благополучия и условия успешной адаптации, методы взаимодействия детского сада и семьи, требования к подготовке детей к детскому саду в условиях семьи.

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ?

 

Для облегчения прохождения адаптационного периода и дальнейшего развития малыша необходимо прежде всего учитывать совместную организацию периода адаптации воспитателями и родителями. Перед тем, как ребёнок поступит в ДОУ, необходимо при первой встрече воспитателя с родителями актуализировать и дополнить представления о трудностях, с которыми малыш столкнётся в группе. Предложить совместными усилиями облегчить их и обсудить последовательность поведения по отношению к малышу дома, обсудив следующие проблемы: «Каков распорядок дня ребенка?», «Как в семье проводятся режимные процедуры?», «Какой тип общения предпочитает малыш?», «Как ребёнок относится к посторонним взрослым?», «Испытывает ли трудности в обществе сверстников?» Полученную информацию воспитатель должен учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребёнком в детском учреждении.

Для дальнейшего обеспечения преемственности воспитания ребёнка в семье и ДОУ, необходимо продолжать налаживать между ними обратную связь. Родители должны быть уверенны, что воспитатели делают всё необходимое для эмоционального благополучия, успешной адаптации и развития ребенка. Одним из важных элементов взаимодействия с семьей в период адаптации является ежедневная беседа, проводимая утром при встрече и вечером, когда малыша забирают домой. Воспитатель должен проявлять внимание и чуткость к проблемам родителей, отвечать на все их вопросы, активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребенка в семье.

Таким образом выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Следующим условием для облегчения прохождения ребенком периода адаптации является завоевание воспитателем доверия малыша, его привязанности. В этом могут оказать существенную поддержку соблюдение следующих принципов, применяемых в процессе общения с ребенком:

  1. Принятие ребенка — ребенок принимается таким, какой он есть;
  2. Эмпатия — (сопереживание) взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию;
  3. Конгруэнтность — предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

В период адаптации воспитателю следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей: их темперамент, предпочтения и вкусы в еде, игры и игрушки. Так как детям раннего возраста трудно приспособиться к многочисленным изменениям, поэтому в период привыкания к условиям детского сада необходимо поддерживать их привычки. Например, перед сном малыша можно покачать, предложить взять с собой игрушку, спеть колыбельную. Серьезной проблемой в период адаптации является организация процесса питания, так как существенно отличается от домашних условий, привычных для ребенка: наименованием блюд, объемом, продолжительностью, методами и приемами. Если у ребенка не сформированы навыки самостоятельности в еде, то воспитатель использует показ с объяснением, поощрение, пример сверстника, игровые приемы, «докармливает» малыша и др. Не следует кормить ребенка силой, заставлять полностью съедать непривычную пищу. Целесообразно использовать принцип постепенности, индивидуальности, создавать условия, способствующие возникновению аппетита. Так же необходимо удовлетворять потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое общение с ребенком, использование «домашнего» имени, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание ещё раз прийти в дошкольное учреждение, предупредить возникновение страха перед новыми для него людьми и обстановкой.

Так же условием для облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению является постоянство среды. Малыш чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Поэтому, для того чтобы сделать первые дни пребывания ребёнка в дошкольном учреждении максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия можно посоветовать родителям принести любимую игрушку, бутылочку с соской, из которой он дома пьёт, одеяльце, с которым спит и пр. Знакомые предметы, находящиеся в поле зрения малыша помогут ему облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями.

Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждать и не допускать проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам воспитания, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми, детьми, педагог обеспечивает решение образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Список используемой литературы:

  1. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017. – 168 с. – (ФГОС дошкольного образования).
  2. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. / Печора К. Л., Пантюхина Г. В. –М.: ТЦ Сфера, 2017. – 80 с. (От рождения до трех).
  3. Источники: https://www. vospitatelds. ru/categories/7/articles/1312

https://www.center-sozvezdie. ru/journal/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu-sovety-roditelyam. html

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год