Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду.
Адаптация
Автор: Строкина Ольга Анатольевна   
31.07.2022 19:03

Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду.Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду.

Авторы: Строкина Ольга Анатольевна, Купряшина Марина Николаевна, ГБОУ Школа Перспектива г. Москва, САО

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч. Так русский поэт Александр Яшин писал в стихотворении «Русский язык». Сейчас из нашей жизни уходят не только «милые с детства» слова, но и привычки, обычаи, игры, предаются забвению многие рецепты и секреты воспитания детей, созданные педагогическим талантом русского народа, апробированные и передавшиеся из поколения в поколение; наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, из него исчезает красота образность.

 

Скачать конспект

А есть ли такие средства, которые помогли бы нам вернуть утраченное? Да есть. Одним из таких средств является показ детям красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, пословицах, хороводах, сказках, потешках, калядках, обрядах и т.д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности.

Какие же материалы можно использовать в работе с детьми? Лучший вариант – познакомить ребенка со всей фольклорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от возраста малыша. Приход ребенка в детский сад, период адаптации, как раз тот самый момент, когда происходит активное знакомство ребенка с фольклором. Для малыша важна эмоциональная близость с взрослыми, чувство защищенности, можно знакомить его с «поэзией пестования». Сюда входят колыбельные песенки, прибаутки, сказки, потешки, в которых каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям, эти песенки, потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражают заботу, нежность. Ими нужно окружать ребенка в течение всего дня.

Часто малыши, расставаясь утром с мамой, плачут. Утешая ребенка можно приговаривать:

Полно плакать!

Тише, тише,

А не то Полкан услышит,

Скажет: «Гав! Кто плачет тут?

Аней тут кого зовут?»

Во время умывания говорим:

Водичка, водичка,

Умой Алене личико,

Чтобы смеялся роток.

Чтоб кусался зубок,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели.

Во время еды, похваливая деток, произносим:

У нас полный дом ребят,

Все за столиком сидят,

Все за столиком сидят,

Кашу с маслицем едят,

Ложка гнется, рот смеется,

Душа радуется.

Укладывая спать приговариваем им:

Все ложатся на бочок,

Под головку кулачок,

Ветерок над головой,

Спи глазок, спи другой.

Но вот детки проснулись и, улыбаясь, поглаживая их по спинкам, спрашиваем:

Это кто уже проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуши — потягунюшки
От носочков до макушечки

Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся
Вот уже растем, растем.
И идем, приговаривая:

Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
А маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Потешки, попевки употребляем мы изо дня в день, и они запоминаются детьми. И они уже сами начинают их повторять. Таким образом, речь их становится более красивой, образной.

Так же мы играем с детьми в русские хороводные игры, такие, как «Заинька», «Ходит Ваня», «Мы на луг ходили». Хороводные игры создают определенный духовный настрой, развивают у ребенка интерес к народному творчеству, воспитывают добрые чувства, знакомят с напевностью русского языка.

Дети любого возраста любят слушать сказку. Она покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.

В.Берестов.

Знакомя детей со сказками, мы развиваем их активную речь, побуждаем к пересказыванию, к сочинению продолжения или концовки сказки.

Фольклор, составивший сегодня в большинстве своем педагогическую «Красную книгу», способен решить многие педагогические задачи. Он может заложить фундамент личности и творчества. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, сказкой, пословицей, игрой. И от того будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества зависит во многом дальнейшая жизнь маленького человека.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год