Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социально-эмоциональное развитие ребенка младшего возраста в период его адаптации в дошкольном учреждении
Адаптация
Автор: Суханова Екатерина Николаевна   
08.11.2021 22:22

Социально-эмоциональное развитие ребенка младшего возраста в период его адаптации в дошкольном учрежденииСоциально-эмоциональное развитие ребенка младшего возраста в период его адаптации в дошкольном учреждении

Во всём мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный отечественный учёный И.В. Бестужев – Лада подчеркнул: общество стоит перед появлением новых форм социального взаимодействия полов и статуса брачных отношений. Если микроклимат семьи и душевное состояние взрослых не обеспечивает ребёнку эмоционального благополучия и радость детства, то в условиях общественного воспитания малыш должен «дополучить» их.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценке «образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Каждое из обозначенных направлений развития нашло своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Бажович, а также их учеников и последователей.

 

Основными критериями социально – эмоционального развития ребёнка раннего возраста является формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, его эмоциональная уравновешенность, достаточная автономность, способность к элементарному самообслуживанию, наличие навыков адекватного поведения, эмоциональная отзывчивость и эмоциональный подъём.

Психологи определили и классифицировали эмоции. Известно, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие труднее. Так, например, радость легче узнаётся по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. На социальное развитие ребёнка огромное влияние оказывает атмосфера в семье, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания.

Наблюдая за поведением малышей, беседуя с родителями по вопросам воспитания, было выяснено, что в семьях прослеживается 3 стиля воспитания: авторитарный, разрешительно – попустительский и построенный на авторитете родителей. Авторитарные родители – сторонники послушания, силовых методов воздействия, подчинения, ограничения свободы. Они во всём контролируют ребёнка, используют дисциплинарные меры. Дети таких родителей чаще всего замкнутые, чувствуют себя отверженными, они испытывают тревогу и страх, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

При разрешительно – попустительском стиле воспитания, родители не сдерживают своих детей ни в каких их проявлениях и действиях, не пытаются ограничить их поведение. Некоторые родители очень любят своих детей и именно поэтому ни в чём им не отказывают. Дети у таких родителей настоящие «разбойники», они избалованы сверх меры, импульсивны, агрессивны, их поведение бывает абсурдным. Добиваться желаемого они способны криками, истериками, эмоциональным и поведенческим «шантажом». Минимум дисциплины в семье часто ведёт к социальной агрессии.

Стиль воспитания, построенный на авторитете родителей, отличается тем, что родители направляют и контролируют деятельность своих детей, используя обсуждения, убеждения, подкрепления. Такие родители знают потребности и интересы ребёнка. Детей таких родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. С родителями, в семьях которых доминирует авторитарный и разрешительно – попустительский стили воспитания, провожу мини – консультации, на которых вместе решаем педагогические ситуации, предлагаю читать статьи из журналов «Дошкольное образование» и «Дошкольное воспитание» о значении взаимодействия родителей и детей, о возможных последствиях.

Интересно и содержательно было построено и проведено родительское собрание на тему «Роль семейных отношений в социально – эмоциональном развитии ребёнка». Взрослые в ходе совместного обсуждения дали определение, что такое «семейные отношения», обсудили предложенную семейную ситуацию (отрывок из литературного текста М.Шолохова). Мамы и папы выбирали наиболее результативный, бесконфликтный способ реагирования на поведение ребёнка, одного из супругов в наиболее типичных жизненных ситуациях. Хочется отметить, что за всё время своей педагогической практики, я стараюсь придерживаться «демократического» стиля общения во взаимодействии с детьми. Стараюсь обращать внимание не только на результативность процесса обучения, на поддержание должного порядка и дисциплины, но и на воспитание у детей определённых нравственных качеств и черт характера, прилагаю все усилия для создания условий формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Ребята постоянно наблюдают и копируют отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Достаточно понаблюдать за поведением ребёнка, его игрой, отношениями со сверстниками, чтобы определить стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Часто «вижу» себя в жестах и движениях своих подопечных, зарождающихся ролевых играх, репликах, фразовой речи. Приятно видеть спокойных, рассудительных, деловых ребят, а бывает и сердитых, грозящих пальцем. Ну, чем не показатель деятельности?

Мною составлено перспективное планирование по данному вопросу для детей раннего возраста. Вопросам социально – эмоционального развития уделяю внимание в течение своего дня – это и деятельность в режимные моменты, и в организованной деятельности, и в свободной игре.

В работе стараюсь использовать разнообразные приёмы и средства, чтобы способствовать адекватному социальному развитию малыша. Одним из основных понятий является «дисциплина». Дисциплина – это процесс научения, образования, т.е. средства, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины вижу в том, чтобы направить действие ребёнка, а не наказать за ошибку, сформировать такие этические и моральные нормы, которые соответствуют стандартам и правилам, установленным в данном обществе. С момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение стараюсь развивать у него интерес, доверие, симпатию к взрослым и сверстникам. Развиваю способность видеть различные эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев), их умения и выражать сочувствие (пожалеть, помочь). Формирую представление о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать (пожалеть другого человека, если ему плохо, больно, утешить обиженного и др.), а чего делать нельзя (драться, отнимать игрушку, говорить плохие слова и т.д.). Развиваю стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу, поручение, прислушаться к совету. Формирую элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Воспитываю доброжелательное отношение к деятельности сверстника, развиваю желание заниматься каким – либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т.д.) рядом и вместе с другими детьми, побуждаю малышей к взаимодействию. Считаю, что знакомство с понятиями о нормах дисциплинированного поведения может происходить только при соблюдении определённых условий: наличие доверия между взрослым и ребёнком; систематическое, а не временное проявление дисциплины, процесс обучения основывается на поощрении.

Одним из показателей такой деятельности является успешная адаптация ребёнка в дошкольном учреждении. По истечении двухнедельного срока 70 % детей приходят на полный день пребывания в дошкольном учреждении. Адаптацию ребёнка можно оценить по следующим показателям: сон, аппетит, активность в играх и непосредственной образовательной деятельности, взаимоотношения со взрослыми, речевая активность, настроение детей. У каждого ребёнка имеется чек — лист, где был зафиксирован уровень адаптации. 64% детей адаптировалось на высоком уровне, 33% — на среднем, 3% — на низком. Опрос родителей показал, что абсолютное большинство малышей идёт в дошкольное учреждение с желанием и хорошим настроением, а у некоторых родителей состоит проблема в возвращении домой.

Другой, не мало важный показатель – взаимодействие со взрослыми: воспитателями, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Дети плодотворно действуют под руководством взрослого или вместе с ним, пользуются его помощью. Начинают выражать просьбу словами, обращаясь к другому человеку, называют его по имени или имени и отчеству.

И наконец, большинство детей начинает проявлять попытки контакта со сверстниками, могут слушать партнёра, наблюдать за его действиями и выказывать ему знаки доброжелательного или осуждающего отношения, а так же выполнять определённую деятельность совместно.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год