Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?
Адаптация
Автор: Павличенко Ольга Борисовна   
19.09.2021 05:02

Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?

«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.

Ребенок переступает порог детского сада и в жизни малыша наступает самый сложный – период адаптации. Адаптация это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режима дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

И необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.

 

Первое правило для родителей, которые отдают ребёнка в детский сад- «Примите твёрдое решение, что вам нужен сад».

Подготовка к детскому саду

  1. Приходить с ребенком на вечернюю прогулку. Именно на вечернюю, когда за другими детьми приходят родители. Во-первых, остальные дети уже знают, что скоро за ними тоже придут родители, и спокойно воспринимают чужую маму на участке. Во-вторых, новичок видит, что за всеми, кто находится в садике, приходят родители. Это наблюдение помогает справиться со страхом быть оставленным в садике навсегда.
  2. Вечерняя прогулка. С воспитателем на участке на полчаса. Как правило, половину детей к тому времени уже забрали, у воспитателя есть возможность уделить новичку больше внимания.
  3. На 5–10 минут оставить ребенка с воспитателем на участке ( «Мама сходит в туалет, в магазин и быстро вернется»). Но только после того, как малыш пошел на контакт с воспитателем. Кто-то в первый же день может остаться, кто-то через неделю.
  4. Зайти с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка, что завтра утром он придет сюда.
  5. Утром привести ребенка до завтрака, объяснить, что мама придет к нему на прогулку.
  6. На второй день, в зависимости от прошлого дня, можно опять прийти за ребенком на прогулку либо забрать уже после обеда.
  7. Несколько дней забирать после обеда. Если все нормально – оставить на сон. «Все нормально» – это значит, ребенок не плачет все время пребывания в садике, общается с воспитателем, может отвлечься на игры, кушает в обед.
  8. 1–2 раза забираем сразу после сна.
  9. Оставляем ребенка в садике до вечера.

Как вы понимаете это вариант примерный, идеализированный. Схема может быть совершенно другой, потому что зависит от множества факторов:

  • От внутреннего режима садика. Например, не во всех садиках детей водят на вечернюю прогулку.
  • От количества воспитателей, работающих на группе. Может быть один воспитатель, а может быть два, и тогда ребенку нужно привыкать к двум новым людям. Может быть вообще каждый раз новый воспитатель, потому что проблема кадров, на группе пока нет своего педагога, и эту функцию выполняют остальные сотрудники садика по очереди. Например, воспитатели «каждый день разные, а няня на группе одна и та же. Тогда лучше, чтобы ребенок привыкал и шел к няне.
  • Еще зависит от сроков выхода на работу мамы. Часто бывает, что есть два дня – и все тут. Тогда – сразу в группу и до обеда.

Что ещё помогает быстрее ребёнку адаптироваться:

  1. Умение ребёнка ждать. Этот навык в целом помогает при социализации. Он, конечно, не формируется за один день. Обычно страдают дети, которых слишком опекают, и им никто не говорит «нет».
  2. Умение играть самостоятельно. Это тоже не врожденное качество. Любого ребёнка можно научить играть. (но об этом позже)
  3. Ритуалы и предсказуемость. Сюда можно отнести предварительную подготовку к садику, рассказы, мультфильмы о нем. К ритуалам можно отнести, например, какое-то особое прощание. Тот же «поцелуй в ладошке» или помахать рукой в окно, или определенная фраза на прощание. Не всем детям нужны такие ритуалы, но для мягкой адаптации лучше их ввести.
  4. Отсутствие негативных ассоциаций с детским садом со стороны родителей. К сожалению, часто приходится слышать, как родители запугивают садом. Или плохо отзываются о нем при детях.
  5. Тревожным мамам лучше оставлять ребёнка с родственниками, няней ещё до садика. Чем чаще ребёнок бывает в кратковременной разлуке с мамой, тем проще ему встречаться с новыми людьми. Тоже замечено на практике, что те дети, которые часто остаются даже с папой, намного легче переносят разлуку с мамой в детском саду.

Это навыки, которые нужны в детском саду (как видите, это вовсе не навыки самообслуживания, хотя они тоже не помешают), в целом помогут ребёнку в жизни. Поэтому стоит задумываться о них заранее.

И в заключение хочу привести ещё одну цитату Анны Быковой, так как полностью разделяю ее мнение:

«Садик – это не то место, куда можно хотеть или не хотеть ходить. Это не кино, не кафе, не зоопарк, и мало что зависит от желания. Садик – это то место, куда просто НАДО ходить, если взрослым НАДО идти на работу. Поэтому железное правило на каждое утро с понедельника по пятницу: «Хочу – не хочу, иду и молчу». Жестко. Но именно эта жесткая позиция при адаптации помогает гораздо больше, чем всякие уговоры: «Давай еще чуть-чуть походим, вдруг понравится?» Понравиться может только когда ребенок с обреченностью примет необходимость посещения садика. И тогда станет искать, что же такого интересного есть в этом месте, где он вынужден находиться?»

Успешной вам адаптации!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год