Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИЗО детям
Автор: Сергеенко Елена Евгеньевна   
19.07.2015 11:45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Хрустальный башмачок» Г. Тамбов Воспитатель СЕРГЕЕНКО Е.Е.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

  1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
  2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
  3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
  4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
  5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.

Легко ли придумывать? Мы часто слышим, что все дети – удивительные фантазёры, и стоит только сказать им, чтобы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начнёт сочинять, рисовать, лепить и т.п. Почти как в сказке: «Сезам откройся!». Но в жизни всё гораздо сложнее. Каждый педагог, работающий с малышами, знает, что способность сочинять, придумывать необходимо систематически и целенаправленно развивать.

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

При отсутствии у детей развитого воображения, они создают себе свой собственный мир, замыкают свои психические реакции, становятся агрессивными, социально неактивными, раздражительными. Это связанно с тем, что воображение – наша защита от всех невзгод внешнего мира. Если что – то не так, и мы не можем это изменить – в воображении мы побеждаем проблему. Вот почему так важно наличие такой защиты для детей, которые ещё не умеют решать свои проблемы в реальности.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как: О.М. Дъяченко, Л.С. Выготский А.И. Кириллова, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Д.В. Менджерицкая и др. Они отмечали, что дошкольный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

В детском саду я работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Приемы развития воображения дошкольника могут быть самыми разными. Например, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать трещины стен, облака и пятна и искать в увиденном сходства с окружающими предметами. Джанни Родари советовал родителям предлагать ребенку необычно соседствующие пары слов для придумывания сказочных историй – трава – сосульки, Золушка – пароход и т.п.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Закорючки

Вариант 1. Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Превращаем закорючку в осмысленный рисунок.

Вариант 2. Подумай, как можно эти фигуры (закорючки) превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Продолжи рисунок.

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из круга можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Клякса.

Лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуются пятна разного цвета. Пока не высохла краска, лист снова складывается пополам и приглаживается для получения отпечатка. Затем изображение можно дорисовать до узнаваемой формы.

Забавные рожицы.

Педагог рассказывает: В одной деревне жила старушка, звали её Дарья Ивановна. И была у неё корова Зорька. Подоит старушка свою корову и разольёт вкусное парное молоко по крынкам. Летом приехал к Дарье Ивановне внук из города, Алёша. Он был весёлым, озорным мальчиком и любил рисовать, особенно что -нибудь смешное. Вот раз перемыла бабушка все свои крынки, одни повесила сушиться на колышки изгороди, чтобы стекла вода, другие поставила на скамейку сушиться на солнышке, а сама пошла доить свою Зорьку. Вышел во двор Алёша и увидел много крынок. Посмотрел мальчик на них, и показались они ему очень похожи на головы людей. Сбегал Алёша за своими красками и на каждой крынке нарисовал смешную рожицу. На одной крынке изобразил лупоглазого повара в колпаке. Вот такого! На другой – плаксу. Вот такую! А на третьей крынке – весёлого зубастого мальчишку с веснушками и ещё много-много других забавных рожиц. А теперь вы, дети, нарисуйте на крынках смешные рожицы, какие по-вашему не нарисовал ещё Алёша.

Педагог даёт детям лист бумаги, на котором нарисованы 3 — 4 крынки горлышками вверх и вниз.

Полезными для развития творчества и воображения дошкольника будут также следующие упражнения:

Попросите ребенка нарисовать самый необычный домик, инопланетное животное или доброго волшебника в детстве.

Слепи необычное животное, которого нет в природе.

Удивительные превращения (для малышей с 2 лет)

Попросите малыша нарисовать в ряд 5 кружков и превратить каждый в какой-нибудь предмет.

Аналогично можно превращать и другие геометрические фигуры.

Подбери цвета. (для малышей с 5 лет)

Пусть малыш подберет цвета к понятиям добро и зло, героизм и трусость, тепло — холодно, лед — огонь, весело — грустно. Затем нарисует их красками на картонных карточках. Через какое-то время покажите малышу эти карточки, пусть он вспомнит каждое понятие по цвету.

Нарисуй настроение

Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, или какое-нибудь другое. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке.

В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока не знаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год