Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Педагогика
Автор: Чустеева Анастасия Никитична   
27.07.2015 18:03

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУРЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Чустеева Анастасия Никитична воспитатель, МБДОУ №5, с.Шира

Мудрость предков – зеркало для потомков.
(чешская пословица)

Этнопедагогика представляет собой историю и теорию народного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, изучает процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, мы можем лучше понять своих воспитанников и их проблемы.

 

Дети с рождения находятся под постоянным воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы в зависимости от возраста и пола ребенка. Их постепенно, целенаправленно приобщаем не только к труду, но и к принятым нормам поведения, к духовной и нравственной культуре данного сообщества.

Раскрывая для себя всю красоту мира, дети приучаются принимать природу, любить и жалеть ее, относиться к ней так же бережно, как к родной матери. Детям ненавязчиво прививается «духовная экология», формируя уважительное отношение к родному краю.

Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного и тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения. Педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяют целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. В настоящее время этнопедагогический подход активно реализуется в воспитательном процессе нашего ДОУ (проводим праздники народной тематики, мероприятия, посвященные народным обычаям и традициям). В рамках национально-регионального компонента в детском саду проводится работа по ознакомлению с историей и культурой родного края.

К трем-четырем годам дети пополняют свой словарный запас. Ребенок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки. Сказка играет большую роль в воспитании ребенка. Прежде всего, детям рассказываем сказки о животных. В них животные олицетворяют различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость, которые сказка призвана осудить, зато возвышаются положительные качества: храбрость, смекалка, доброта. Сказки просты по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же эпизода. Такое их построение способствует лучшему запоминанию их детьми. Примерами таких сказок являются «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и др.

Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребенка – они учат его не просто разговаривать, а вступать в разговор. Традиционная культура – это, прежде всего, культура диалога.

Большую роль в развитии речевых способностей детей, совершенствовании их дикции играют скороговорки:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!

Словесные игры развивают и необходимые психологические качества. Например, молчанка учит детей выдержке и терпению. Остается только сожалеть, что в наше время скороговорки, сказки и прибаутки редко используются родителями и постепенно уходят из быта и жизни маленького ребенка. Современные родители предпочитают общаться с ребенком при помощи компьютера. Но компьютер не заменит живого человеческого общения. Наш коллектив пытается восполнить все, что не дополучают дети в семье.

Познание природы начинается для ребенка с весны, когда он знакомится с обитателями флоры и фауны родного края. Уже с раннего возраста дети относятся к природе как к чему-то живому, что можно не только использовать, но нужно охранять и уважать. Начинается все с малых лет: детей учим смотреть, как улетают и прилетают птицы, как всходит и заходит солнце, как зеленеют растения, но и учим устанавливать с природой диалог.

Широкое распространение в детском фольклоре получают песни-заклички, обращенные к какому-либо природному явлению, насекомым, птицам.

Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей-
Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Весь годовой цикл занятий, праздники, досуги строятся на основе народного календаря с изучением обрядов, традиций, фольклора русского и хакасского народов. Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю.

Дети знакомятся с народным песенным фольклором, водят хороводы, поют народные песни, узнают традиции народного танца, знакомятся с народной игрой.

Ладушки, ладушки!
Испекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.

Даше два, Ване два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!

На занятиях дети изучают народную песню, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских и хакасских композиторов, играют в народные музыкальные игры, изучают танцевальные движения. Широко используем при организации прогулок, праздников, в повседневной жизни детей, на занятиях по физкультуре народные подвижные игры. При знакомстве детей с русским и хакасским бытом на занятиях в группе используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), предметы народно-прикладного искусства, народные игрушки.

Основой специально созданной развивающей среды в ДОУ стали уголки русского и хакасского быта и народно-прикладного искусства, в которых сосредоточены народные куклы, игрушки, костюмы. Устраиваем выставки, посвященные народным праздникам, подбираем методические рекомендации, оформляем стенды, имеем задания по совместному творчеству детей, а также для индивидуальной работы.

Наше дошкольное учреждение работает по единому годовому перспективному плану, при этом каждый имеет свой план с разработанными конспектами и сценариями, дополненными видео- и фотоматериалами. Проводим беседы, используя малые формы фольклора, читаем литературу.

Данная система работы позволяет развивать творческий и эмоциональный потенциал каждого ребенка, познавательную активность, продуктивную деятельность, способствует личностному развитию детей. При этом у детей складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, многие другие качества, которые трудно, а подчас и невозможно воспитать без такой системы.

Воспитательная работа, построенная на основе этнопедагогического подхода, дает возможность приобщить дошкольников к многовековому опыту народа в выстраивании взаимодействия человека с природой и людьми. Этот опыт транслируется через обычаи и традиции, которые необходимо сохранять и приумножать, несмотря на то, что многие из них утратили свою актуальность в жизни современного человека. Анализ основных средств воспитания, которые традиционно применяются в народной педагогике (фольклора, обрядов, обычаев) показывает, что и в современных условиях они по-прежнему обладают большим воспитательным потенциалом.

Важно с раннего детства пробудить в ребенке глубокое чувство уважения к своей и иной культуре. Изучение истории, традиций и обрядов народа способствует воспитанию толерантной личности, носителя и продолжателя национальной культуры. Обучая детей родному языку и обычаям, формируем их национальное самосознание. Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства.

Библиографический список

  • Астахова Н. «Энциклопедия детского фольклора». Москва. «Белый город», 2010г.
  • Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Москва, 1995г.
  • Волков В.Г. Этнопедагогика. Москва, 1978г.
  • Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика», 1991г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год