Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Лесные модники»
Познание
Автор: Демина Елена Ивановна   
23.09.2016 20:37

Конспект занятия «Лесные модники»Конспект занятия «Лесные модники»

ГБУ СО СРЦ «Возвращение», 3 здание г. Саратова

Деминой Елены Ивановны, воспитателя отделения социальной реабилитации

Коррекционная цель:

Уточнить представления детей о разновидностях грибов, их строении, условиях роста, о том что грибы бывают съедобные и несъедобные.

Задачи:

  • Упражнять в умении различать грибы по внешнему виду.
  • Познакомить детей со способами размножения грибов.
  • Совершенствовать речь детей, умение с помощью воспитателя составлять небольшие описательные рассказы о грибах, подбирать однокоренные слова к слову «гриб», выразительно читать стихи, вспомнить пословицы о грибах.
  • Активизировать словарь детей словами: грибница, пластинки, губчатый, споры.
  • Познакомить с правильным сбором грибов, воспитывать бережное отношение к ним. (В природе нет ничего ненужного).

Форма проведения: групповая беседа, организация классическая.

 

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: поисковые вопросы, введение «героя», оценка героя, дидактическая игра, демонстрационный иллюстративный материал (рисунки, картинки), художественное слово.

Предшествующая работа: цикл наблюдений на прогулке за грибами. Дид. игры: «Найди пару», «Назови гриб», «Съедобные — несъедобные». Заучивание стихов Е. Алексеевой «Подосиновик», «Сыроежки», «Опята», «Белый гриб». Рассматривание картинок из альбома «Грибы». Беседы на тему: «Правила сбора грибов» (Ввести и обосновать правила личной безопасности). Отгадывание и придумывание загадок о грибах. Чтение научной литературы: «Что такое, Кто такой» (детская энциклопедия), детской литературы: А. Стрижев «Сбор грибов», «По грибы», Ю. Дмитриев «Дождевик».

Оборудование: Картинки с изображением различных грибов, фланелеграф, гриб — боровик большой с нарисованными глазами и ртом. Оборудование для дид. игры, конверт с письмом, сундучок, макеты с грибами и лесом, в котором гриб произрастает, муляжи грибов.

Ход занятия:

Предлагаю детям собраться около меня и сообщаю, что к нам в центр почтальон принёс письмо и посылку. В посылке находился этот сундучок, но открыть я его не смогла. Может быть, письмо нам поможет узнать, что находится внутри?

- Показываю детям конверт, читаю: «Здравствуйте, ребята! Вы узнаете, что лежит в сундучке, если отгадаете слово по первым звукам слов на рисунках. (Дети отгадывают ребус) Давайте рассмотрим первый рисунок и назовём слово — груша. С какого звука начинается слово груша? (Со звука Г).

- Рассмотрим второй рисунок и назовём слово — рыба. С какого звука начинается слово рыба? (со звука Р) и т.д. А теперь назовём все первые звуки слов на рисунках. Какое слово получилось? (ГРИБ).

- Что же спрятано в сундучке? (Гриб)

- Ребята, посмотрите, а сундучок открылся! Показываю гриб из картона с глазами, бородой, ртом, носом.

- Гриб: «Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Как меня зовут? (Гриб — боровик) — Как ещё меня называют? (Белый гриб, царь грибов. В разных местах по- разному: глухарём, коровятником, медвежатником).

- Дети знают о тебе стихотворение:

«Белый гриб — боровик
Всех грибов отличнее
Богатырь — лесовик
С головой коричневой»

- Гриб: «Я пришёл к вам неслучайно. Хочу узнать, что вы знаете обо мне и о моих подданных — грибах. От слова — гриб образуется много других слов. Давайте назовём похожие слова». (Гриб, грибной, грибник, грибница, грибочек, грибище, грибоед и т.д.)

- Гриб: «Нет, грибные имена
Непонятны для меня
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять!» опята,
Не бодаются козлята,
У лисички нету шубки
Как узнать, чьи это шутки?»

- Как вы думаете, кто дал названия грибам? Почему белый гриб так называется? (После сушки цвет белого гриба не меняется, а все остальные грибы темнеют).

- Какие грибы вы знаете и почему люди их так назвали? (Поганка, подосиновик, подберёзовик, дубовик, мухомор, сыроежка, рыжик и т.д. — дети объясняют происхождение этих слов).

- Гриб: «Молодцы, дети, названия грибов вы знаете! Я принёс волшебные картинки» (Выставляю экран — систему настоящее время).

- «Вот первая волшебная картинка, которая поможет вам узнать обо мне всё!» Это гриб — боровик!

- Из каких частей он состоит? (Выставляю экран подсистему настоящее время) (Шляпка, ножка, грибница, гименофор, кольцо).

- Что такое грибница? Сколько она живёт? (Гриб живёт короткое время, а нити грибницы 100 лет).

- Как нужно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу? (Грибы нужно срезать ножом).

- Где растёт гриб — боровик? (В еловых, сосновых лесах, в широколиственных и в негустых берёзовых рощах).

(Выставляю экран — надсистему настоящее время)

- Как вы думаете, все ли грибы имеют строение, как у боровика? (у дождевика нет ножки). А выглядят грибы одинаково? (Нет) Гриб — боровик принёс рисунки и фотографии своих друзей и хочет узнать, умеете ли вы различать грибы. (Выставляю картинки с изображением грибов).

- Загадываю загадку:

«Под берёзкой старичок

На нем бурый колпачок»

- Как вы узнали, что это подберёзовик?

- (Растёт под берёзой, шляпка бурого цвета). Кто вспомнит ещё загадку об этом грибе?

- Ребёнок: «Я родился в день дождливый

Под берёзкой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой».

- Найдите изображение подберёзовика и поставьте рядом с боровиком. (Реб. выполняет задание).

- Давайте составим рассказ о подберёзовике по такому плану:

«Как выглядит?; Где растёт?; Какой на вкус?» (Дети рассказывают).

-Кто загадает загадку о другом грибе?

Ребёнок: «Я в красной шапочке расту
Среди корне осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (Подосиновик)».

-Дети находят подосиновик и выставляют на фланелеграф.

- Расскажите о нём так же, как о подберёзовике. (Дети составляют приблизительный рассказ: «Подосиновик бывает с красной, буровато — желтой или белой шляпкой. Ножка у него серая, тонкая. Растёт во влажных смешенных или сосновых лесах). Крупные грибы лучше не собирать, они сгнивают ещё в корзинке.

- Какую ещё загадку вы знаете?

Ребёнок: «Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,

Не мешкай, — это … (Сыроежки)».

Ребёнок: «Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу» (Опята).

- Расскажите об опятах. (Дети рассказывают).

Физ — минутка: Слышите песенку, как она называется? (Рыжий — рыжик).

- Давайте потанцуем под весёлую музыку!

- Можно ли есть грибы, о которых мы рассказали? Как называются такие грибы? (Съедобные).

- Какие ещё бывают грибы? (Несъедобные).

- Почему их нельзя есть? Отгадайте загадку:

«А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки». (Мухомор).

- Почему его так назвали? Значит, он не приносит пользу, кому он нужен?

(Мухоморы едят лоси, белки и сороки. Лоси проглатывают их целиком, иногда по нескольку штук. Зачем? Оказывается мухоморы для лосей — лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так!).

- Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? (Ответы детей)

- Расскажите о самом опасном грибе, как он называется и почему так опасен? (Дети рассказывают всё, что знают о бледной поганке)

Давайте поиграем в игру: «Что в корзину соберу?». (Дети выбирают изображения съедобных грибов и «кладут» их в корзину, а ядовитые оставляют в лесу, объясняя почему).

- Боровик хочет раскрыть вам секрет. Знаете ли вы, чем был гриб раньше?

(Показываю экран — систему прошедшее время).

- Посмотрите, каким маленьким был белый гриб раньше. Как, откуда он появился?

(Выставляю экран — подсистему прошедшее время)

- Какое строение у маленького гриба? Грибы размножаются спорами. Споры — это мелкие, как порошок, частицы — клеточки, видимые только в микроскоп. Споры расположены у белого гриба на нижней стороне шляпки. Эта часть гриба называется гименофор.

(Выставляю картинку со спорами) Споры разные по форме. У белого гриба они вытянутые, у бледной поганки круглые и т.д. В период развития грибные споры в больших количествах летают в воздухе и попадают в почву. Там они образуют микоризу (связь с корнями деревьев. В переводе с греческого Микос — гриб, Риза — одежда). На грибнице появляется маленькое тело гриба, оно ещё в земле. Вскоре оно развивается и «вылезает» на поверхность.

(Рассказ сопровождаю показом картинок). Почему грибам нужно дерево?

(Деревья и грибы дружат. Грибница посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями, а дерево даёт грибам органические вещества — витамины, гормоны. Они получают их в готовом виде от деревьев или древесины и лесной подстилки).

- Если мы говорим о прошлом времени гриба, то что было до того, как появился лес, в котором обитают грибы?

(Выставляю надсистему прошедшее время)

- Это молодая поросль или молодой лесок.

(Открываю экран- систему будущее время)

- Это гриб молодой или старый? Почему? Как вы догадались? (Он неприятного цвета, лопнувший и т.д.). Почему говорят, что малый и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится, но нужен для размножения).

- Сколько дней живёт гриб, а грибница? Вспомните пословицы о грибах.

«Крепко поспал — гриба не видал», «Кто рано встаёт, тот гриб берёт, а сонливый, да ленивый идёт после за крапивой». Почему так говорят?

- Как правильно нужно собирать грибы? (Собирать нужно только те грибы, которые ты знаешь. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы обходите стороной.)

- Как вы думаете, каким станет лес через 100 лет?

(Выставляю экран — надсистему будущее время)

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что хорошего вы узнали о грибах? Почему их едят животные, птицы, люди? (В грибах есть растительный белок, необходимый для нормального роста). Какие блюда можно изготовить из грибов? Грибы помогают деревьям — высасывают из земли яды. Что плохого в грибах?

(Ими можно отравиться. Если это случилось, то до приезда скорой или прихода врача, нужно принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовки, много пить).

- Как продлить жизнь гриба? (Его можно сфотографировать, нарисовать, сделать муляж или игрушку в виде гриба из дерева, стекла (на ёлку) и т.д.

Подвожу итог вместе с детьми, нахожу нужные слова для каждого ребёнка, нацеливаю на дальнейшую деятельность.

Список использованной литературы:

  1. «Дошкольное воспитание» №8, 1995.
  2. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой». Издательство «Педагогика». — Москва, 1990.
  3. В.Солоухин, А.Стрижев «По грибы». Издательство «Реклама». — Москва, 1974.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год