Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Косолапова Виктория Дмитриевна   
01.08.2015 20:10

Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста.Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста.

“Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Сухомлинский В.А.

В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатические чувства.

Вместе с тем, сегодня существует много факторов, которые негативно влияют на нравственное развитие личности. Экономическая нестабильность рождает в людях неуверенность в завтрашнем дне, требует огромной затраты сил на добывание средств существования, от чего люди испытывают постоянное беспокойство, нервозность, срывы, злобу. Отрицательно влияет на развитие гуманных чувств и положение в мире, который охвачен состоянием бесконечной войны. Люди испытывают постоянный страх за свою жизнь, обостренное чувство опасности. В связи с этим растет озлобленность, жестокость, агрессивность, отчужденность людей. Доброта перестает быть значимым качеством личности. Все это провоцирует культурный кризис в обществе, снижение уровня нравственной образованности, воспитанности.

 

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

На практике я поняла, что обучать дошкольников хорошим манерам “ на ходу” нецелесообразно. Например, во время обеда учить пользоваться ножом, объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, я решила проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, я использовала сказочных персонажей (напр., Фея Добрых слов, Домовёнок Кузя, Карслон, кот Леопольд). Так, например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами.

Обыгрывая различные ситуации, играя в дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, способствовала закреплению правил поведения.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Для того чтобы ребёнок лучше мог представить себя в роли мамы, парикмахера или шофёра, организовала в группе уголок ряженья. Где в достаточном количестве присутствуют разнообразные костюмы, сделанные совместно с детьми и родителями.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести дома, в детском саду, в общественных местах, и конкретным поведением ребёнка, я использовала кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияния на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Посмотрев кукольный спектакль “Непослушная Даша”. Я беседовала с детьми о том, как нужно обращаться с близкими людьми.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. Я решила провести анкетирование родителей, где хотела выяснить знания родителей об этикете. На первом собрании познакомила родителей с навыками этикета, которыми могут овладеть дети младшей группы. В родительский уголок сделала папки-передвижки на тему “Как лучше организовать детский праздник”, “Вашего малыша пригласили в гости”, “Ребёнок на празднике взрослых”. Наличие консультаций, памяток и других методических материалов для работы с родителями по данной тематике; оформление наглядной агитации в «Уголке для родителей»; наличие выставок специальной литературы «В помощь родителям» помогло повысить уровень нравственно-этической воспитанности детей.

В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда я начинала работу по формированию нравственно-этической воспитанности детей с использованием правил этикета, 80% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь, не умели общаться со сверстниками и взрослыми. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола, хотя некоторым приходится напоминать об этом, оценивают своё поведение, знают правила поведения. В результате моей работы дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”. Дети научились правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, закрепляем умение есть вилкой.

Дети с удовольствием помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, ставят чашки, раскладывают ложки, но некоторым приходится подсказывать с какой стороны должна лежать ложка.

Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, спрашивают, правильно ли они надели обувь, девочки просят расчесать волосы.

С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною, провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть положительную динамику.

Я пришла к выводу, что успешность работы с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятиях, чтобы дети с нетерпением ждали следующего дня прихода в детский сад. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от проводимых мною занятий. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Своим опытом делюсь с коллегами, выступая на заседаниях методического объединения, педагогических советах, давая открытые занятия.

Я использую следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

  • Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
  • Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
  • Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)
  • Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)
  • Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)
  • Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
  • Музыка
  • Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.) ъ
  • Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)
  • Метод проектов ( «Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки-наши помощники»)

Считаю, что творчество, терпение, трудолюбие – личностные характеристики хорошего воспитателя.

Задача всех нас, взрослых, и моя лично, продолжать создавать необходимые условия для формирования нравственно-этической воспитанности детей дошкольного возраста. Над этой проблемой я и буду работать в дальнейшем. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год