Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Педагогика
Автор: Лопаткова М.Н. Плашкина О.О.   
09.10.2021 20:15

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

  • Лопаткова М.Н.
  • Плашкина О.О.

МБДОУ д/с № 17 г. Белгорода

Проблема развития детей раннего возраста в настоящее время является одной из самых актуальных.

Ранний возраст выступает важнейшим периодом жизни человека, когда происходит закладывание наиболее значимых способностей, определяющих дальнейшее развитие человека. В данный период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др [5].

В последние годы в регионах Российской Федерации реализуются различные проекты, в рамках которых разрабатываются и апробируются схемы нормативно-правового, финансово-экономического регулирования, социально-психологического обеспечения системы поддержки детей раннего возраста, а также создаются новые педагогические технологии, отвевающие современных требованиям[1].

 

В.С. Зайцев педагогическую технологию считает строго научным проектированием и точным воспроизведением гарантирующих успех педагогических действий [2]. Л. Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко под педагогической технологией понимают способ реализации содержания обучения; систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей [3].

В Белгородской области в сфере образования стартовала региональная стратегия «Доброжелательная школа», в рамках которой реализуется проект «Доброжелательный детский сад». Главная цель данного проекта состоит в том, чтобы изменить принцип отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также нацелить на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ[4].

В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы.

«Утро радостных встреч» на игровой площадке территории ДОУ.

  1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Дети становятся в круг и говорят слова – приветствие, подавая друг другу рукуи при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети — единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони
  2. Игра. «Весёлый человек». Дети стоят лицом в круг, положив руки друг другу на плечи.

Человек весёлый я, Раскачиваются.

Все вокруг – мои друзья.

Я похлопаю в ладоши – Хлопают.

С вами в этот день хороший.

Я потопаю ногами – Топают ногами.

Дружно, весело с друзьями.

А потом со всеми вместе – Маршируют

Я потопаю на месте.

На одной ноге скачу – Прыжки на одной ноге

Если только захочу.

Приседаю и кружусь – Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками.

3. Обмен новостями. Данный этап проводится с помощью игры «Веселые картинки». Педагог предлагает детям рассмотреть много картинок, а затем выбрать те, которые подходят ребенку. Дети выбирают картинки, и рассказывают свои новости в соответствии с выбранными карточками.

4. Планирование дня. Данный этап проводится через игру «Клубок по кругу». Воспитатель предлагает детям передавать клубок по кругу и рассказывать о том, что бы они сегодня хотели делать в детском саду в течение дня. При возникновении затруднений, воспитатель может предложить на выбор ребенку участие в различных видах детской деятельности.

«Гость группы» в игровой деятельности.

  1. Появление героя перед детьми. В гости к детям приходит кукла Настя, она здоровается с каждым ребенком. Каждый ребенок пожимает ей руку и говорит: «Привет, Настя!»
  2. Снятие у детей эмоционального напряжения. Игра «Холодно – жарко». «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер».
  3. Постановка перед детьми игровой задачи. Воспитатель беседует с детьми о времени года. Рассказывает о том, что Настя хочет пойти на улицу, а можно ли в той одежде, в которой она одета, идти сейчас на улицу. Дети говорят о том, что нельзя, потому что на улице холодно, а Настя одета в шорты и майку, босоножки и без головного убора, она замерзнет и заболеет. Тогда воспитатель предлагает одеть Настю на улицу. Дети подбирают одежду Насте, одевают ее. Настя благодарит детей за помощь.
  4. Уход из группы с обещанием вернуться. После того, как дети помогли одеть Настю, она прощается с ними и едет гулять.

Используя технологию развития эмоционального интеллекта в рамках образовательной области «Речевое развитие» применяем прием рассказываниястихотворения. Основная цель, которую ставим перед собой – обогащать опыт детей из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своего состояния. Задачами являются следующие: развивать у детей умение чувствовать и понимать друг друга, воспитывать умение анализировать эмоциональное состояние героя и решать сложившиеся ситуации или проблемы.

1. К детям в гости пришел мальчик.

Воспитатель: Ой, ребята, кто к нам пришёл? Дети, посмотрите, мальчик слезы вытирает, плачет. Давайте спросим у него, что же произошло?

Мальчик: Меня выгнали из игры, потому что я дрался. Теперь никто не хочет со мной играть.

2. Мальчик рассказывает, что с ним произошло ( «Обида»):

У меня в руке платок, слёзы вытираю,

Сегодня мой сосед – дружок,

Сказал мне: «Не играю!»

Я подарю ему ведро, в песочнице копаться.

И обещаю: «Никогда не буду больше драться!»

3. Воспитатель спрашивает детей: За что же нашего друга не хотят брать играть? А что ему нужно сделать, чтобы снова играть с другими ребятами?

Да, мальчик дрался и поэтому с ним не хочет никто играть, но если он не будет больше драться и попросит прощения у друзей. Как вы думаете, они его простят, и возьмут в игру?

Воспитатель дает детям возможность проявить свои эмоции по отношению к мальчику: Давайте посоветуем ему, как он должен себя вести.

4. Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей для мальчика, чтобы ему не было так обидно и грустно.

Обведение по контуру фигур человечков.

5. Мальчик прощается и уходит: Спасибо ребята, что посоветовали мне много хорошего, теперь я точно не буду драться Вы такие добрые, заботливые, отзывчивые. Спасибо!

Таким образом, вопросы образования и воспитания детей раннего возраста сегодня являются одними из наиболее современных, что обусловливает необходимость поиска оптимальных путей решения поставленной цели и задач. Поэтому в практике работы дошкольных учреждений используются современные педагогические технологии, отвечающие не только социальному запросу субъектов образовательных отношений, но и особенностям и потребностям детей раннего возраста. В настоящее время применяются различные современные технологии – «Утро радостных встреч», «Гость группы», технология развития эмоционального интеллекта и др.

Литература

  1. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, С.Ю. Анализ современной ситуации в сфере образования и поддержки детей раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – № 1. – С. 53-65.
  2. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. – Челябинск, 2012. – 411 с.
  3. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
  4. Скулганова, Е.Н. Доброжелательный детский сад / Е.Н. Скулганова, Н.Н. Старостенко, Л.А. Тарасова, Т.В. Агибалова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 9 (36). – С. 9-12.
  5. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 104 c.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год