Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогика
Автор: Горбаченко Наталья Викторовна   
15.09.2021 05:39

«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» / В.А. Сухомлинский

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями».

Одна из приоритетных задач системы образования, которая закреплена во многих нормативных документах – это создание комфортных условий для пребывания в дошкольном учреждении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Исполнение этой задачи – одно из главных направлений моей коррекционно-развивающей работы.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Начиная свою работу передо мной встала проблема организации учебного процесса, а также выбора определенных технологий, форм и методов работы с ними. И так как в настоящее время в период реализации образовательной программы является приоритетным личностно — ориентированное образование, то я в работе с детьми опираюсь в первую очередь на индивидуальные особенности. Но необходимость индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья на практике – дело не простое.

 

Скачать конспект

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития ребенка и его возможностей. Поэтому, самым главным приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями.

Для достижения положительных результатов в работе использую дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка.

В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От педагога зависит будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной.

В работе с детьми активно использую аква-терапию, арт-терапию криотерапию, кинезиологию.

Акватерапию применяю в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения.

Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения. Использование аква-терапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей.

Широко использую в работе элементы арт-терапии. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и даёт положительные результаты.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций у воспитанников является изотерапия. Приемов изотерапии много: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», прием рисования пальцами и др.

Наибольший интерес у детей вызывают такие техники как «Волшебные краски» (тестопластика) и «Эбру» (рисование на воде)

Использование данных техник направлено:

  • на гармонизацию эмоциональной сферы;
  • на развитие творческих и коммуникативных способностей;
  • на умение работать в коллективе.

Занятия с использованием элементов арт-терапии способствуют снятию внутреннего напряжения у детей, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

Одной из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики является криотерапия. Данную методику применяю в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития.

Методика заключается в использовании игр со льдом. За счет холода идет сокращение мышц, а тепло их расслабляет, это усиливает приток крови к месту воздействия, в итоге развивается двигательная зона. Этот метод позволяет мне как психологу проводить ряд коррекционно-развивающих занятий, не используя никакого особого оборудования, что является немаловажным в условиях дошкольного учреждения.

Игры со льдом вызывают у дошкольников радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У воспитанников значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи.

Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы, а также происходит оздоровление организма.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействиеКогда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Развивающая кинезиологическая методика оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, корректировку обучения, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников.

Применение вышеприведёных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволило развить у дошкольников такие индивидуально – личностные качества как, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции.

В результате использования в работе нетрадиционных методов и приёмов, дети стали более раскрепощёнными, повысилась их самооценка, появилась уверенность в своих силах. Сформировалась система взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два.

Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющими отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год